Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс
Людмила Стеблянко

«Кино — творчество коллективное».

Режиссёр отвечает на вопросы девушек из лицензионного отдела кинокомпании СТВ. Люся Цой и Настя Пяткина расспросили Людмилу Стеблянко о её режиссёрском опыте, пути в анимацию, авторитаризме на работе и комиксах.

25 25 25 25 25 25 25 25 25 25
Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс Реллакс

Люся: Ваша первая работа на позиции режиссёра — фильм «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Помните, как это было?

Людмила Стеблянко: По прошествии лет все переживания, волнения и какие-то неудачи в памяти сгладились. Остались максимально приятные воспоминания о большой и очень интересной работе, которая тебя с головой захватывает. Жить эту маленькую жизнь от начала проекта до конца — невообразимый кайф.
Это достаточно сложная задача — экранизировать сказку, написанную в стихотворной форме: нужно постоянно держать ритм, чтобы повествование не казалось монотонным (некоторое количество авторского текста пришлось сократить из-за большого хронометража, до сих пор очень жаль). К тому же большое количество людей знает эту сказку и любит её в исполнении самого Филатова, с которым, конечно, сравниться невозможно.


Не знаю, насколько это интересный факт: так как анимация, которая была использована в проекте, достаточно сухая (выполнена в технике «перекладка»), мы решили усложнить картинку, сделать её менее компьютерной. Не знаю, получилось ли это, но мы отрисовали все детали вручную. Так что всё, что есть в кино, на самом деле нарисовано карандашами, а потом раскрашено на компьютере.
До «Федота» было ещё некоторое количество серий Лунтика, так что чисто технически это не первая моя работа в качестве режиссёра. Но да, как полнометражный проект первый и пока единственный.

Настя: Вы были довольны результатом? Следили ли за фильмом после релиза, за кассовыми сборами?

Людмила Стеблянко: Была довольна несколько часов, после выхода. Думаю, так с большинством авторов: пока работа идёт, ты полностью влюблён в процесс и испытываешь бурю всевозможных эмоций. Спустя какое-то время начинаешь видеть все недостатки (дайте мне возможность для рефлексии, и я обязательно ею воспользуюсь).
Я была молодым режиссёром и изобилием идей старалась покрыть недостаток профессионализма. Не всё задуманное удалось. Много есть того, что теперь совершенно не нравится, что-то хотелось бы добавить, сделать глубже и жёстче. Сегодня это кино было бы совершенно другим...
И нет, за сборами я не следила.

Люся: Легко ли вам далась роль руководителя: когда приходится оценивать труд других людей, давать указания?

Людмила Стеблянко: Вообще нелегко, большой коллектив — большая ответственность. Но, конечно, я не руководитель в полном смысле этого слова: я не следила за приходами и уходам сотрудников, больничными, зарплатами и т. д. Режиссёру достаётся самое вкусное — творческое общение с коллегами. Вообще, мне очень повезло с теми людьми, которые работали на проекте: все талантливые, интересные. Многие — мои друзья до сих пор.

Настя: В работе вы стараетесь давать людям больше свободы или же просите следовать вашему видению?

Людмила Стеблянко: Кино — творчество коллективное. Одна сцена, один персонаж проходят несколько рук, и каждый участник оставляет свой отпечаток, несмотря на жёсткие требования. Надеюсь, я была достаточно милым и ни разу не авторитарным руководителем, ха-ха... Очень сложно оценивать себя в этом плане. В любом случае приветствую идеи и предложения со стороны коллег, и не важно, на какой позиции я нахожусь, так как хочу, чтобы и к моему мнению прислушивались.

Люся: До и после этого вы в основном работали с сериалами. Насколько эти процессы отличаются друг от друга?

Людмила Стеблянко: Разница очень большая. Режиссёр полного метра, впрочем как и режиссёр сериала, — это возможность сделать свой мир со своими образами и историей, в конце концов заставить зрителя в него поверить (и желательно уложиться в хронометраж, срок и бюджет).
Если ты режиссёр серии в сериале, мир тебе уже предложен. Есть выпускающий режиссёр (он руководит остальными режиссёрами), ты получаешь сценарий и готовую концепцию. Твоя задача — хорошо рассказать историю в рамках этого мира.

25 25 25 25 25

Настя: Хотелось бы в будущем ещё поработать над полным метром?

Людмила Стеблянко: Сделать один фильм — уже большая удача. Если повезёт сделать ещё, будет отлично.

  • Слайд
  • Слайд
  • Слайд
  • Слайд
  • Слайд
  • Слайд
  • Слайд
  • Слайд
  • Слайд
  • Слайд
  • Слайд

Люся: Вы успели поработать с разными студиями анимации. Есть ли существенная разница в подходах, организации работы?

Людмила Стеблянко: Полноценной работы в студии, кроме «Мельницы», у меня, в общем-то, не было. Большинство режиссёров сейчас работает удалённо: не надо приезжать на студию на полный день. Мне кажется, везде примерно одинаково: получаешь материал, общаешься с выпускающим режиссёром, с художником-постановщиком, с менеджером, может быть, с художником по фонам, композитором. Полного процесса не ведёшь, только на финальном этапе.

Настя: Кажется логичным, что следующий этап — авторская анимация. Вы что-то делаете уже в этом направлении?

Людмила Стеблянко: Идей много, не хватает времени и сил привести всё в нормальное состояние — дописать, дорисовать эскизы, чтобы что-то начать. Постоянно занята то на одном проекте, то на другом, свои мысли отходят на второй план, кажутся менее интересными, что ли. Наверное, это не очень хорошо (иногда думаешь: вот как бы не работать, чтобы поработать).

Люся: Если говорить про детей: к нам обращается огромное их количество, с вопросами «Куда идти учиться на аниматора?» или «Хотим работать на студии „Мельница“, с чего начать?». Что вы бы им ответили?

Людмила Стеблянко: Не могу сказать, есть ли какое-то специальное образование для аниматоров у нас. Я проходила курсы прямо на студии «Мельница», не знаю, проводит ли студия подобные курсы сейчас. Хорошо, конечно, уметь рисовать, иметь какое-то художественное образование для начала.

Настя: А как сегодня можно стать режиссёром анимации? Какие есть опции?

Людмила Стеблянко: Честно говоря, тоже не знаю. Есть ВГИК, ГИКиТ. Наверное, там всё это есть... У меня нет специального образования, возможно, мне его не хватает. Я просто с детства любила рисовать мультфильмы. Окончила художественное училище имени Рериха, отделение дизайна. Затем «Мельница»: прорисовка, анимация, лейаут, разработка персонажей, режиссёр серий, худпост, режиссёр — много лет труда разного и интересного.
Многие ребята изначально рисуют комиксы — это хороший способ придумать мир со своими персонажами и своей историей, не затрачивая огромное количество времени и средств на анимацию. В каком-то смысле это тоже режиссура.

Люся: Вы делали свой комикс?

Людмила Стеблянко: Да, нарисовала несколько небольших комиксов, мрачных и своеобразных, очень давно. Но сегодня анимация привлекает меня больше.

Вопросы: Люся Цой, Настя Пяткина

25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25 25
Реллакс Реллакс Реллакс